История культуры томата
Родина обычных помидоров – тропики. Томат происходит из тропических районов Южной и Центральной Америки. Различные формы не только дикого, но и культурного помидора найдены в Мексике. Поэтому ее и считают родиной культурного томата. Правда, некоторые исследователи высказывают мнение, что томат – выходец из Перу и Эквадора. Здесь обнаружен томат с очень мелкими, как у смородины, плоды – близкий родственник культурного томата. В Перу растет и томат вишнеподобный (у него плоды похожи формой и размером на вишни), представляющий собой, как полагают ученые, исходную форму крупноплодного культурного томата. Жители Америки выращивали томат еще до нашей эры.
Томат В Европу был вывезен из Южной Америки, из Перу, Чили, с Галапагосских островов в XVI вскоре после начала испанской колонизации Южной Америки. Есть предположение, что первыми его стали разводить испанцы и португальцы. От них томат перекочевал в Италию. Первое упоминание об этом растении в ботанической литературе относится к 1554 году. Именно тогда итальянский ботаник П. Маттиоли описал новую, неизвестную европейцам растение. «Уже и другой род из них, – писал он, – начинает вводиться, приплюснутый, вроде кругловатых яблок, ребристый, подобно дыням, сначала зеленого цвета, а затем, когда наступает зрелость, у некоторых растений оказывается золотистым, в других же красным, именуемым золотым яблоком. Их также едят … »
НОРМЫ ВНЕСЕНИЯ
|
|
Жидкое удобрение “Айдар”, на ар | 90-120 мл |
Биогумус “Экочудо”, на кв.м. | 100-200 мл |
В Италии помидоры подавали на стол вареными с перцем, солью и маслом. Здесь были тогда известны растения только с ребристыми плодами. Крупноплодные округлые формы появились в Европе в 19 – 20 веках. Испанцам принадлежит заслуга в распространении культуры томата на Филиппинах, откуда она затем попала в другие области Ост-Индии.
К тому времени, когда об их упомянул Маттиоли, томаты уже появились как удивительные растения в ботанических коллекциях Голландии. В начале 17 века томаты обрабатывали в Сирии, Аравии, Эфиопии и Египте.
Позже помидоры завезли во Францию, в Австрию и Венгрию. Первая запись, дошедший до нас, о томатах в Венгрии датировано 1651 годом, а в 1657 году в книге «Пожонське город» помидоры упоминается как уже довольно распространенная здесь овощное растение.
Помидоры в Европе
В Западной Европе томаты долго считали декоративной и лекарственным растением. С помощью настоек и отваров растения и плодов пытались лечиться от чесотки, глазных и желудочных заболеваний.
В целом в европейских странах к помидора еще долго относились с недоверием, считая его плоды ядовитыми. В 17 веке французский садовник Оливье де Серр утверждал, что помидоры несъедобные, другие уверяли, что отведав помидоры, чувствуешь потом тошноту, а потом рвота.
Даже великий шведский натуралист Карл Линней (1707-1778) обозначил помидоры латинским термином «солянум ликоперсикум» – волчий персик; эта научное название сохраняется и поныне. Словом «волчий» как бы подчеркивали несъедобность плодов, подозревая их в ядовитости. В 19 веке в немецком «Ботаническом словаре» (1811.) О помидоры сообщалось следующее: «Хотя томат и считается ядовитым растением … в Португалии и Богемии делают из него соусы, отличающиеся крайне приятным кисловатым вкусом».
В истории освоения помидоров сохранился крайне заинтересован эпизод. Когда в 70-х годах 18 века повстанцы североамериканских колоний развернули борьбу за независимость от Англии, штабной повар североамериканских повстанческих войск Джеймс Бейли, тайный пособник англичан, надеясь оказать услугу королю Георгу, решил отравить генерала Вашингтона и подал ему на обед жаркое, приправленную мягкие мясистые красными плодами. Подав «отравленное» блюдо, повар сел писать сообщения командующему английскими королевскими войсками о расправе над лидером американцев. Но какой же страх охватил повара, когда он увидел, что Вашингтон, поев томатов, не только не погиб в муках, а после отдыха еще пуще принялся за дело. Испугавшись возмездия, Джеймс Бейли покончил с собой, а Вашингтон после этого обеда прожил еще двадцать три года, став первым президентом США. Что же касается помидоров, то они получили всеобщее признание во многих странах мира, хотя в Северной Америке еще около пятидесяти лет после описанных событий томаты считались смертельно ядовитыми.
В США 1832 году томаты вырастили в штате Коннектикут. Но попробовать плоды никто не решился, хотя ходили слухи, что французы их едят. Да мало ли что эти французы едят, рассудили в штате, даже лягушек. Североамериканцы считали помидоры ядовитыми до 1840 года.
Признание томата огородной культурой
Как огородную культуру томат признали в Африке с 40-х годов 19 века, в Англии – еще позже, а в Германии – только после первой мировой войны.
В России томат обрабатывают с 18 века. Известно, что в 1780 году по указанию императрицы Екатерины -II один из российских послов привез из Европы целую корзину помидоров и представил Сенату подробный доклад «Об удивительных фрукты и необычные произрастания на европейских полях и огородах, невиданных в России». Правда, российские государственные деятели вынесли томата неудовлетворительное приговор: «… плоды зело удивительные и мудреные и вкусом не пригодны».
В каталоге растений, произрастающих в России, составленном российским ученым, членом Петербургской Академии наук П.С. Паласса и выпущенном в 1781роци, под номером 417 томат числится как имеющийся в саду П.А. Демидова в Москве. В «Физическом описании Таврический губернии» (1785.) В числе «поваренных и других в городах растений, произрастающих,” указанные «любовные яблоки», что «сеются … в садах Бахчисарая и их употребляют в пищу». Многие другие письменных источников указывают на то, что в конце 18 века томат довольно часто встречается на огородах Крыма, юга Украины, в районах Астрахани и даже в центральной полосе России.
В 1800 году сообщали о «любовные яблоки», что «… в южной России часты в садах на открытом воздухе и в Астрахани и Грузии их спелые плоды едят так же, как огурцы, с уксусом и испанским перцем, а в Крыму в различном виде. В то же время «любовные яблоки» на севере России часто встречается как комнатная украшение Помидоры стали выращивать в России как овощ благодаря замечательному русскому ученому-агроному Андрею Тимофеевичу Болотову (1738-1833). Основоположник русской агрономии известный в наше время главным образом как автор записок-мемуаров, красочно отражают политическую и экономическую жизнь, а также быт и нравы России 18 века. Между тем почти всю свою жизнь Болотов провел в деревне, занимаясь сельским хозяйством, организуя его в соответствии с последними достижениями науки. При этом многие из достижений агрономии, в частности распространение томатов как продовольственную культуру, были результатами опытов самого Болотова. Разделяя общую в те годы точку зрения о жидкую декоративность томатов, Болотов в статье «О любовных яблочки», восхищаясь их видом, писал: «Плоды, имеющие вид крупных, гладких и очень красивых яблочек, что цветом на большую часть бывают красные, точно как сургучные или сердоликовые, а иногда желтоватого и кофейного цвета, что яблочки и добавляют произрастанию сему красоту ». Однако в этой же статье Болотов утверждал, что мысль о ядовитости томатов безосновательно и их можно употреблять в пищу. Болотов справедливо полагал, что томаты не только вкусные, но и на редкость полезны, так как отличаются противоцинготное действием.
Народные методы и способы выращивания рассады томатов
Широкому распространению помидоров во времена Болотова мешали не только предрассудки, но и высокая теплолюбивость растения: плоды их в условиях средней полосы России не вызревали. Болотов утверждал, что «не вызревания плодов и семян в полевых условиях» можно преодолеть. При этом можно вполне обойтись без теплиц. Он предложил оригинальный, по тем временам единственно возможный метод выращивания томатов. В середине марта семена высевали в цветочные горшки в тепло помещении и почву регулярно поливали. Когда всходы разворачивали семядоли и достигали сливок, их рассаживали по другим горшках, а как только миновала угроза весенних заморозков, томаты пересаживали в открытый грунт. Осенью, при появлении опасности ночных заморозков, плоды снимали и вносили их в помещение, где они созревали.
Продолжателем работ Болотова стал самобытный селекционер Ефим Грачев (1826-1877). Он называл помидоры «съедобной райкома” и разводил их в Петербурге на грядках, защищенных от северных ветров дощатым стеной. «Съедобная райка», по существу, вызревала у него в открытом грунте. С Грачевского огорода помидоры и начали распространяться по всей России. В 50-60-х годах прошлого века началось товарное производство этого растения и оно распространилось от западных границ до Амура, от южных субтропиков в Петербург.
Впоследствии помидоры стали продуктом массового потребления. Площади под этой культурой выросли во много раз, появились новые, более продуктивные сорта с высокими пищевыми качествами плодов. Разум и труд человека сделали «зело удивительный плод» более крупным и вкусным. Селекционеры вывели новые высокоурожайные сорта томата, пригодные для различных климатических зон, устойчивые к болезням, удобные для машинной уборки, длительного хранения, для использования в свежем виде, консервирования и переработки.